КАРТА САЙТА


 

НАУЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ КРЫМСКОГО ФИЛИАЛА ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ НАН УКРАИНЫ

см. здесь....

 

 

 
Колотухин, Виталий Александрович. Население предгорного и горного Крыма в конце II - первой половине I тысячелетия до нашей эры: Автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.06/ В.А. Колотухин; Институт археологии АН УССР. - Киев, 1988. - 18 с.

      Актуальность темы: Переход населения северопричерноморских степей в начале I тыс. до н. э. к кочевым формам быта вызвал коренную перестройку культуры в плане ее приспособления к изменившимся условиям существования. Одинаковый образ жизни, подвижность и перегруппировки племен способствовали быстрому распространению целого ряда элементов последней на огромной территории. В первую очередь это касалось предметов вооружения и конской сбруи, наиболее совершенные образцы которых становились "интернациональными". В VII в. до н. э. киммерийскую культуру сменяет раннескифская; для нее характерны уже иные типы вооружения и конского снаряжения, а также "звериный" стиль в искусстве, в отличие от предшествовавшего ему геометрического. Вследствие немногочисленности ранних кочевнических памятников и их специфичности (погребения со стандартным набором инвентаря), переломные исторические моменты воспринимаются в качестве скачков, тогда как становление культуры и этнокультурной общности, за исключением случаев полной смены населения, представляет собой эволюционный процесс. В деле изучения этого процесса особое место принадлежит оседлым культурам, которые, составляя ближайшее окружение кочевого мира, существовали в условиях постоянных контактов с ним. Таким образом, изучение узколокальных образований, актуальное само по себе, способствует освещению различных аспектов истории всего Северного Причерноморья. Сказанное в полной мере относится к оседло-земледельческим культурам Южного Крыма, в частности, к кизил-кобинской. Выделенная в 1921 г. Г.А. Бонч-Осмаловским, она рассматривалась им как культура ранних тавров. Гипотеза Г.А. Бонч-Осмаловского не получила в свое время единодушного признания, а в последние два десятилетия в научной литературе доминируют работы, в которых памятники начала железного века дифференцируются на две группы - таврскую и кизил-кобинскую. Однако при атрибуции конкретных поселений и могильников точки зрения исследователей и здесь расходятся самым существенным образом. В результате вопрос о происхождении кизил-кобинской культуры, а также вопросы, касающиеся этнокультурной обстановки в Крыму на кануне и в период греческой колонизации, приобрели остродискуссионный характер. К настоящему времени накоплены новые материалы, расширение источниковедческой базы позволяет подойти к рассмотрению дискуссионных вопросов с иных, иногда нетрадиционных позиций или подвести фактологическую базу под некоторые прежние выводы предварительного характера.

    По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Памятники кизил-кобинкой культуры в урочище Таш-Джарган // АО.- 1977.- М.: Наука, 1978.- С. 232-233. Поселение кизил-кобинкой культуры в Холодной балке у Симферополя // СА.- N 3.- С. 233-238
Раскопки могильника на плато Капак-Таш // АО.- 1980.- М.: Наука, 1981.- С. 260-261.
Обследование памятников позднескифского и раннескифского времени в Крыму // СА.- 1982.- N 1.- С. 105-119.
Многослойное поселение в юго-восточном Крыму // СА.- 1983.- N 1.- С. 277-282.
К вопросу о таврах и кизил-кобинкой культуре // СА.- 1985.- N 2.- С. 34-46.
Население предгорного и горного Крыма в VII-V вв. до н. э. // Материалы к этнической истории Крыма.- Киев: Наук. думка, 1987.- С. 6-27.

 
         
Выставлено 24 июля 2008 г.,
отредактировано 29 марта 2009 г.
 
© Крымский филиал Института археологии НАН Украины
© Ядрова Г.В.