Актуальность
темы: Переход населения северопричерноморских
степей в начале I тыс. до н. э. к кочевым формам быта
вызвал коренную перестройку культуры в плане ее приспособления
к изменившимся условиям существования. Одинаковый
образ жизни, подвижность и перегруппировки племен
способствовали быстрому распространению целого ряда
элементов последней на огромной территории. В первую
очередь это касалось предметов вооружения и конской
сбруи, наиболее совершенные образцы которых становились
"интернациональными". В VII в. до н. э.
киммерийскую культуру сменяет раннескифская; для нее
характерны уже иные типы вооружения и конского снаряжения,
а также "звериный" стиль в искусстве, в
отличие от предшествовавшего ему геометрического.
Вследствие немногочисленности ранних кочевнических
памятников и их специфичности (погребения со стандартным
набором инвентаря), переломные исторические моменты
воспринимаются в качестве скачков, тогда как становление
культуры и этнокультурной общности, за исключением
случаев полной смены населения, представляет собой
эволюционный процесс. В деле изучения этого процесса
особое место принадлежит оседлым культурам, которые,
составляя ближайшее окружение кочевого мира, существовали
в условиях постоянных контактов с ним. Таким образом,
изучение узколокальных образований, актуальное само
по себе, способствует освещению различных аспектов
истории всего Северного Причерноморья. Сказанное в
полной мере относится к оседло-земледельческим культурам
Южного Крыма, в частности, к кизил-кобинской. Выделенная
в 1921 г. Г.А. Бонч-Осмаловским, она рассматривалась
им как культура ранних тавров. Гипотеза Г.А. Бонч-Осмаловского
не получила в свое время единодушного признания, а
в последние два десятилетия в научной литературе доминируют
работы, в которых памятники начала железного века
дифференцируются на две группы - таврскую и кизил-кобинскую.
Однако при атрибуции конкретных поселений и могильников
точки зрения исследователей и здесь расходятся самым
существенным образом. В результате вопрос о происхождении
кизил-кобинской культуры, а также вопросы, касающиеся
этнокультурной обстановки в Крыму на кануне и в период
греческой колонизации, приобрели остродискуссионный
характер. К настоящему времени накоплены новые материалы,
расширение источниковедческой базы позволяет подойти
к рассмотрению дискуссионных вопросов с иных, иногда
нетрадиционных позиций или подвести фактологическую
базу под некоторые прежние выводы предварительного
характера.
По
теме диссертации опубликованы следующие работы:
Памятники
кизил-кобинкой культуры в урочище Таш-Джарган //
АО.- 1977.- М.: Наука, 1978.- С. 232-233. Поселение
кизил-кобинкой культуры в Холодной балке у Симферополя
// СА.- N 3.- С. 233-238
Раскопки могильника на плато Капак-Таш // АО.- 1980.-
М.: Наука, 1981.- С. 260-261.
Обследование памятников позднескифского и раннескифского
времени в Крыму // СА.- 1982.- N 1.- С. 105-119.
Многослойное поселение в юго-восточном Крыму //
СА.- 1983.- N 1.- С. 277-282.
К вопросу о таврах и кизил-кобинкой культуре //
СА.- 1985.- N 2.- С. 34-46.
Население предгорного и горного Крыма в VII-V вв.
до н. э. // Материалы к этнической истории Крыма.-
Киев: Наук. думка, 1987.- С. 6-27.
|